12 авг. 2012 г.

Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке учащихся к ЕГЭ

Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Это могут быть методические рекомендации, пособия, тренажёры, электронные диски, Интернет-ресурсы и др.
При повторении и обобщении учебного материала лучше иметь два учебных школьных пособия разных УМК. Учебники по биологии должны иметь, гриф МО РФ и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год.

К экзамену можно готовиться по пособиям, включенным в следующие перечни, размещенные на сайте ФИПИ (www.fipi.ru):
• Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;
• Перечень учебных пособий, имеющих гриф «Допущено ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях».
При подготовке к ЕГЭ можно использовать и тренинги, созданные на кафедре методики преподавания биологии МИОО.
Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru/, Федеральный центр тестирования (ФЦТ) http://www.rustest.ru/


Что необходимо учесть из опыта ЕГЭ по биологии прошлых лет?
Знакомясь с моделью ЕГЭ по биологии нужно обратить внимание на то, что содержание работы подчинено учебным программам по биологии, рекомендованных МО РФ для средней школы и не зависит от учебника, по которому ведётся обучение в той или иной школе. По результатам ЕГЭ прошлых лет при планировании работы учителю необходимо учесть основные трудности, с которыми встретились выпускники.
При подготовке к ЕГЭ, прежде всего, необходимо обеспечить усвоение основного базового уровня содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности. С этой целью в старшей школе особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значимых и плохо усвояемых знаний из основной школы: об историческом развитии органического мира, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, органов, систем органов человека, его организма.
В старших классах традиционно слабо выполняются задания, контролирующие знания о метаболизме, об онтогенезе, путях и направлениях эволюции, о способах видообразования. Большие трудности у учащихся вызывают задания на доказательство единства органического мира, на установление взаимосвязи строения и функций молекул нуклеиновых кислот, органоидов клетки, тканей, систем органов. Недостаточно сформированы умения сравнивать процессы мейоза и митоза, фотосинтеза и хемосинтеза, искусственных и естественных экосистем, этапов экологического видообразования, эмбрионального и постэмбрионального развития организма. Вызвали затруднения вопросы о роли дегенерации и идиоадаптаций в развитии видов, о процессе формирования приспособленности организмов к среде обитания. У многих учащихся не сформировано умение чётко и лаконично формулировать выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

Для выработки стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ учителю необходимо познакомиться с демоверсией ЕГЭ по биологии 2012 года, с кодификатором и спецификой предстоящего экзамена, с типами предлагаемых заданий.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов 2012 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 года, приведен в кодификаторе элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2012 года.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ. 

- Назначение кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.
Кодификатор это один из документов, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ.
Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни) (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089), а также с учетом обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56).
В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные в образовательном стандарте курсивом, в связи с тем, что данное содержание подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Также не включены требования к уровню подготовки, которые не могут быть проверены в рамках единого государственного экзамена, или которые не включены в учебники, рекомендованные для использования Министерством образования и науки РФ, на год создания кодификатора.
В кодификаторе содержатся коды элементов содержания, элементы содержания, для которых создаются контрольные измерительные материалы и их соответствие стандарту:
СБ – стандарт среднего общего образования, базовый уровень, СП – стандарт среднего общего образования, профильный уровень, СБП – стандарт среднего общего образования, и базовый, и профильный уровни, СО – стандарт основного общего образования.
 
- Назначение спецификации контрольно измерительных материалов
В спецификации учитель найдёт следующие блоки информации:
Назначение экзаменационной работы;
Документы, определяющие содержание экзаменационной работы;
Структуру экзаменационной работы;
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий;
Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии;
Распределение заданий по видам умений и способам действий;
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности;
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом;
Минимальное количество баллов ЕГЭ;
Время выполнения работы;
Условия проведения экзамена (требования к специалистам);
Обобщенный план экзаменационной работы 2012 года по биологии. 

Основные типы заданий, предлагаемые на ЕГЭ по биологии
Задания группы «А». В процессе подготовки к ЕГЭ важно научить школьников выполнять задания, используемые на экзамене: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия процессов и явлений природы, их последовательности. Задания такого типа необходимо систематически использовать в учебном процессе: при изучении нового материала, его закреплении, текущей, тематической, итоговой проверке знаний и умений по отдельным разделам курса биологии. Следует учитывать, что с помощью заданий с выбором ответа контролируются не только фактические, но и теоретические знания, составляющие ядро содержания биологического образования. Например, для проверки усвоения теоретических знаний можно использовать в качестве задания формулировки законов, определения понятий. Ответами к заданиям этого типа служат названия закона или понятия.
 
Задания группы «В». Большие затруднения вызывают у учащихся задания части «В», прежде всего на сопоставление и определение последовательности процессов, объектов, явлений. Как правило, они успешно выполняются сильными учащимися. Однако они должны использоваться в учебном процессе, так как способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Большое внимание следует обращать на формирование умений работать с текстом, рисунками, схемами, таблицами, графиками и.т.д. При организации работы с рисунками важно учитывать, что задания данного типа, как правило, вызывают интерес у учащихся. В то же время они оказываются сложными, так как требуют применение знаний, усвоения деталей строения, процессов жизнедеятельности. Для контроля знаний важно использовать чёткие, информативные, понятные учащимся рисунки. Можно предложить найти на рисунке определённый объект или фрагмент схемы и выписать нужную цифру или букву, его обозначающую. Так, на рисунке с изображением пищеварительной системы органов нужно найти перечень, выписать букву, которой она обозначена, разъяснить её роль в организме. На схемах пищевых связей, деления клетки, филогенетических связей растений или животных рекомендовать учащимся найти правильно составленную пищевую цепь, ошибку в её изображении; продуцентов, консументов, редуцентов; фазу деления клетки; верно изображённые филогенетические связи.
Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьёзно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.
Задания группы «С». При подготовке учащихся к выполнению заданий со свободным ответом следует обратить внимание на формирование умения кратко, чётко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. С этой целью важно использовать задания с чёткими, немногословными формулировками, включающими понятную для школьников терминологию. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания с развёрнутым ответом способствует работа с текстом учебника и составление плана, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в логике рассказов на ту или иную тему.
Результаты выполнения учениками экзаменационной работы зависят от умения учащихся решать разнообразные задачи, например, ситуативные, связанные с повседневной жизнью, способствующие пониманию экзаменуемыми жизненных ситуаций, контролю умения принимать грамотные решения. Для составления задач используется материал экологического содержания, сведения по эволюции органического мира, о многообразии организмов, о метаболизме в клетке.
Для подготовки школьников к решению задач по цитологии и генетике важно в учебном процессе отрабатывать алгоритмы их решения.
В учебном процессе следует ориентировать школьников на применение теоретических знаний в практической деятельности, на преобразование ранее усвоенного материала, самостоятельное получение научной информации из различных источников.
 
Планирование и организация работы с выпускниками по подготовке к ЕГЭ
На основе демоверсии 2012 года учителю необходимо разработать план работы по подготовке к ЕГЭ и организовать занятия с учащимися:
а) Определить дополнительные виды учебной работы (индивидуальные и групповые консультации, элективные курсы, тренинги с использованием Интернет - технологий (график работы в кабинете информатики или в библиотеке), тематические занятия по отработке технологии ЕГЭ (заполнение бланков, отработка различных типов вопросов группы А, В, С).
б) Спланировать часы подготовки к ЕГЭ.
в) Включить в план работы информирование учащихся и родителей о том, что такое ЕГЭ по биологии, кто сдаёт и для чего. Родители чётко должны себе представлять, что ЕГЭ не только выпускной экзамен, но и вступительный (если ребёнок собирается поступать в ВУЗ). Как индивидуально готовиться к ЕГЭ. Информировать учащихся о наличии Интернет сайтов для самоподготовки.
Повторение и обобщение знаний лучше начинать с тем курса общей биологии, а затем анатомии, зоологии, ботаники. Такая последовательность повторения не случайна, так как она отражает количество вопросов по этим курсам в экзаменационной работе. После повторения каждой темы необходим тренинг по заданиям аналогичным ЕГЭ.
При проведении занятий необходимо строго отслеживать их посещение учащимися, отмечать даты и пройденные темы. Подготовка к ЕГЭ не должна начинаться только в 11-м классе, готовить детей к такой форме аттестации необходимо планомерно, начиная с 6 класса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий